21 января отмечается День аспиранта. Поздравляем аспирантов Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН и всех, кто причастен к празднику! Мы поговорили с младшим научным сотрудником ИФП СО РАН Анной Александровной Спириной. Анна ― аспирантка четвертого года, недавно она стала мамой: ее сыну Алексею ― 4,5 месяца. Исследовательница ― первый автор более десяти статей, многие из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах первого квартиля. Молодая ученая рассказала о легком принятии решения продолжить обучение в аспирантуре после университета, важности курса философии для проведения собственных исследований, студенческом братстве, совмещении работы и материнства.

В ИФП СО РАН этом году обучается 17 аспирантов, ежегодно выпускается, защищая выпускную квалификационную работу, от двух до семи человек. В институте работает собственный диссертационный совет, направление подготовки 03.06.01 ― «Физика и астрономия», специальности 01.04.10 ― «физика полупроводников» и 01.04.07 ― «физика конденсированного состояния».

Аспирантура по полочкам

― Аспирантура содержит в себе как минимум три составляющих ― это научная деятельность, обучение, социальная жизнь.

Моя научная деятельность началась со студенчества: я попала к замечательному руководителю, и у меня даже мысли не было, что я могу не пойти в аспирантуру ― такие прекрасные условия создала мне к.ф.-м.н. Наталия Львовна Шварц, старший научный сотрудник группы №2 ИФП СО РАН, руководитель филиала кафедры полупроводниковых приборов и микроэлектроники Новосибирского государственного технического университета в ИФП СО РАН. С Наталией Львовной работать приятно, полезно: через эту работу происходит мое обучение, как научного сотрудника, да и человеческие качества Наталии Львовны невозможно переоценить.

Анна Спирина, младший научный сотрудник ИФП СО РАН

Я занимаюсь моделированием высокотемпературных отжигов полупроводников группы III-V и моделированием процессов формирования планарных нанопроволок арсенида галлия (GaAs) методом Монте-Карло. Мое исследование выросло из темы, предложенной Наталией Львовной еще на третьем курсе университета. Три недавно опубликованных статьи (в 2021 и 2019 гг.), которыми я особенно горжусь, посвящены моделированию методом Монте-Карло высокотемпературных отжигов арсенида галлия и движению капель галлия по поверхности подложки в процессе отжига.

Важно, что студент или аспирант приходит не только в научную лабораторию, но и в коллектив, который дает возможность трудиться. Молодому исследователю даётся тема, возможные методы ее изучения. Работа проводится не индивидуально — дискуссионные вопросы выносятся на общий лабораторный семинар, где ведется активное обсуждение полученных результатов. У нас такие семинары проводятся раз в неделю. Выступают обычно один или два человека с последними наработками, происходит разбор понравившихся статей. На процесс исследовательской работы влияют и обучающие курсы в аспирантуре, пример друзей-аспирантов. Это и есть возможность трудиться ― меня со всех сторон окружает среда, стимулирующая научную деятельность.

Нужно добавить, что Наталия Львовна именно тот человек, который встречает студентов, приходящих на практику в ИФП СО РАН на третьем курсе НГТУ. Наталия Львовна знакомится с ними и помогает определиться с местом практики, распределяет к руководителю, у которого студент будет писать диплом. Она проводит своеобразное сканирование, ведь сложно с ходу понять, что представляет собой будущий исследователь, какие у него склонности.

А. Спирина вместе с научным руководителем к.ф.-м.н. Н.Л. Шварц, старшим научным сотрудником группы №2 ИФП СО РАН


Сотрудники группы 2 ИФП СО РАН: А.А. Спирина, А.Г. Настовьяк, А.Н. Карпов, П.В. Шипулин, Д.В. Штеренталь.

«…Теперь я увлечена философией»

― В нашей аспирантуре замечательные преподаватели, просто шикарные — и по английскому, и по философии, и по специальности, и на курсах, которые предоставляются по выбору. Например, Владимир Иванович Супрун, доктор философских наук, профессор, оказал на меня сильное влияние: благодаря его урокам теперь я увлечена философией — читаю книги на эти темы, рассуждаю гораздо шире.

Философия мне помогает и в научной деятельности: находясь «внутри» своей работы, можно, как ни парадоксально, не замечать, что предмет исследования, метод исследования есть в науке в целом, и в своей работе я эти методы использую. То, что материя существует вне нас и независимо от нас, вроде бы очевидно, но на практике можно легко запутаться, особенно когда занимаешься исключительно моделированием. Заслуга Владимира Ивановича Супруна еще и в том, что он, во-первых, дал нам понять, что мы ничего не знаем, а, во-вторых, объяснил, как это изменить. Рецепт прост – читать первоисточники: хочешь заняться изучением исторического материализма, бери Маркса, Энгельса, Ленина, хочешь познакомиться с древнегреческой философией ― труды Платона к твоим услугам.

Преподаватель по английскому — Екатерина Владимировна Давыдова — прекрасная, она хорошо подтягивает английский. Если потом не останавливаться, то можно свой уровень поднять: и разговаривать отлично, и грамматику хорошо знать. Екатерина Владимировна очень позитивная, с ней приятно общаться.

Что касается специальности — здесь обязательный курс «Физика полупроводников», который читает д.ф.-м.н., профессор Виталий Львович Альперович. Его лекции были, пожалуй, лучшими по физике полупроводников за весь период обучения, потому что они логически выверены — все раскрывалось, как единая, целая, большая картина.

Аспирантское братство

― Еще в университете у нас образовалась компания, мы дружили, общались, вместе пошли в магистратуру, оттуда в аспирантуру, кто-то ушел, конечно, но основной костяк остался. Мы поддерживаем друг друга, вместе идем дальше ― надеюсь, до победы [защиты кандидатской диссертации]!

Например, мы всей группой готовились к кандидатскому минимуму по специальности. По-моему, ни разу за всю историю нашего обучения мы так тщательно и кооперативно не подходили к контрольным мероприятиям: созванивались в дискорде вечерами [Discord – приложение для голосового, видео- и текстового общения], многие подключались прямо из своих лабораторий. По каждому экзаменационному вопросу назначался «лектор», который готовил сообщение по этой теме. Происходило так: «лектор» рассказывает, и тут же, в процессе все это обсуждают — идет активная дискуссия.

Во время подготовки у меня и, по-моему, у всех участников группы сложилось целостное, систематическое представление о физике полупроводников. Мы ее изучали в бакалавриате, в магистратуре, в аспирантуре Виталий Львович Альперович давал нам эти знания, но легли они и сложились в единую картину только в процессе подготовки, проработки лекций, учебников, книг. Именно благодаря подготовке я выходила на экзамен без страха (как, думаю, и многие из нас), потому что хорошо проработала курс и была уверена в своих знаниях.

Группа аспирантов ИФП СО РАН с преподавателем по английскому Е.В. Давыдовой

Грудной ребенок и работа: получается ли совмещать?

― О том получается или нет, пока рано судить, наверное, стоит делать выводы, когда пройдет экзамен, квалификационная работа будет защищена, что-то такое. В целом, совмещать тяжелее, чем я думала. У меня были некие ожидания, что малыш будет спать, «лежать и не жужжать», а я буду рядом сидеть и строчить статьи. Оказалось, что сын требует больше времени.

Но, в целом — это реально — работать с маленьким ребенком на руках. Самое главное: приспособиться и уже по-другому организовывать свой труд. Вот у меня есть час ― и так интересно: на что бы его потратить? Я совсем недавно пришла к следующей тактике: когда есть время, я просто делаю, сколько успеваю, а потом передаю полученный результат коллегам. Пусть это будет всего лишь абзац, но это уже абзац! И так дальше, потихоньку, можно, наверное, преодолеть эти барьеры.

Если говорить о том, когда я включилась в работу, тут сложно выделить четкий период: в роддоме в какой-то момент нечем было заняться, и я отредактировала текст. А потом месяц не могла ничего сделать, потому что надо было наблюдать за ребенком, собирать эти наблюдения, а потом уже их распределять — что, к чему относится. Кстати, научный метод тут тоже хорошо подходит — исследовать поведение ребенка полезно, это сильно упрощает жизнь: становится понятно, чего он хочет в тот или иной момент. Кроме того, мне очень помогает муж, который взял на себя быт и освободил мне время.

Сейчас у нас организовано так: ребенок лежит рядышком, а я за ноутбуком работаю. В этом, кстати, достоинство моей работы, что можно все делать дистанционно — был бы интернет. Важно, что и коллеги относятся с пониманием — Наталия Львовна, к.ф.-м.н. Алла Георгиевна Настовьяк (научный сотрудник группы №2), они сами через это прошли. Им можно позвонить, обсудить и работу, и тут же переключиться на детские проблемы, поговорить об этом, они всегда могут что-то подсказать.

Финансовая составляющая: насколько комфортно?

― В начале аспирантуры у меня не было необходимости в больших заработках, поскольку предоставили жилье в аспирантском общежитии. Мне в первую очередь было интересно остаться в коллективе ― в рабочем и студенческо-аспирантском. Финансовая составляющая очень важна, но именно в тот момент [на старте работы] у меня не было больших требований к зарплате. Сейчас зарплата хорошая, но на первых порах я даже не думала об этом и не предполагала, что так будет.

Беседовала Надежда Дмитриева, пресс-секретарь ИФП СО РАН