Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН провел четвертую Школу «АППН-2022» при поддержке Российского научного фонда. Четырнадцать лекций для молодых ученых из институтов Сибирского отделения РАН, Новосибирского и Томского госуниверситетов прочли ведущие специалисты ИФП СО РАН и Института неорганической химии имени А.В. Николаева СО РАН. В частности, лекторы рассказали о роли кремния в современной электронике, исследовании процессов на его поверхности на атомарном уровне, квантовых компьютерах на холодных атомах, внедрении энергонезависимой памяти (FRAM) на основе оксида гафния, о возможностях высокоразрешающей электронной микроскопии для анализа атомного строения нанокристаллов силицидов железа в матрице кремния.

Председатель организационного комитета «АПНН-2022» директор ИФП СО РАН академик РАН Александр Васильевич Латышев отметил, что Школа появилась в рамках проекта РНФ и проходила четыре года подряд при поддержке фонда. Опыт проведения мероприятия оказался успешным, и организаторы планируют продолжить сложившуюся традицию и после завершения проекта фонда.

Директор ИФП СО РАН Александр Латышев

«Участие в Школе — это один из способов для исследователя повысить свою квалификацию. Слушая лекции ведущих специалистов, молодые ученые с одной стороны, вспоминают то, что узнали в университете, с другой стороны видят, как можно использовать эти знания. У АППН есть своя изюминка: “школьники” представляют собственные результаты научных работ на постерной секции, предварительно анонсируя содержание постера в двухминутном устном сообщении. Это очень важно, потому что позволяет молодым специалистам разобраться в том, чем они занимаются, сформулировать собственные наработки и донести до слушателей: таких же “школьников” и более опытных коллег», — сказал директор ИФП СО РАН.

Секретарь АППН-2022 старший научный сотрудник лаборатории нанодиагностики и нанолитографии кандидат физико-математических наук Екатерина Евгеньевна Родякина подчеркнула, что участвовать в Школе стоит, начиная даже со второго курса ― для мотивации выбора кафедры физики полупроводников на физическом факультете НГУ или кафедры полупроводниковых приборов и микроэлектроники факультета радиотехники и электроники НГТУ: «Студентам 3-го курса НГУ и НГТУ, Школа будет полезна, чтобы познакомиться с областью науки, в которой они собираются работать. Старшекурсникам и аспирантам Школа позволяет узнать о передовых результатах в области полупроводниковых наносистем».

Оргкомитет и участники АППН-2022. Слева Екатерина Родякина

«Всегда полезно обсудить результаты собственной работы не только с преподавателями на защите, но еще и с коллегами с разных кафедр, университетов в теплой, дружественной атмосфере», ― добавил член организационного комитета АППН-2022, научный сотрудник лаборатории нанодиагностики и нанолитографии кандидат физико-математических наук Дмитрий Игоревич Рогило.

Студенты, аспиранты и молодые ученые представили 30 постерных докладов. Аспирантка ИФП СО РАН Ирина Андреевна Краснова участвовала в АППН в четвертый раз, ее доклад в этом году ― «Исследование параметров роста HfO2».

«Самое основное, что дает Школа: возможность узнать про новые методы исследований, новые материалы. Также на АППН есть очень интересная практика двухминутных выступлений перед стендовой сессией. Участнику необходимо не только кратко представить свой доклад, но и заинтересовать будущих собеседников. Из всех конференций, в которых я участвовала, эта ― единственная с такой практикой. Первый раз подготовить выступление мне было сложно: непонятно, как заинтересовать людей, про что лучше сказать подробнее, про что упомянуть вскользь. Но, после «АППН-2019», следующие школы проходили проще, потому что я посмотрела, как выступали другие участники, а по реакции членов жюри поняла, чего не хватало в моем докладе, и что лучше исправить. С каждым годом подготовить двухминутный доклад становится проще», ― прокомментировала Ирина Краснова.

Ирина подчеркнула, что все лекции и стендовые доклады были интересными, разнообразными: «Такое обилие тем позволяет познакомиться с передовыми идеями и актуальными исследованиями, которые сейчас проводятся в научных группах, а также расширить кругозор, потому что зачастую в своем исследовании мы применяем ограниченное количество методов, материалов. Во время стендовой сессии было интересно пообщаться с людьми, которые используют такие же материалы, что и я, но с другой целью. Например, я рассказывала про нанесение пленок оксида гафния при низких температурах в качестве пассивирующего покрытия, а мои коллеги Тимур Залялов и Валерия Ковзик представили доклады, где показали, как использовали оксид гафния в качестве сегнетоэлектрической памяти».

Ирина Краснова и Валерия Ковзик

Магистрант ФФ НГУ, лаборант Института теплофизики СО РАН Никита Александрович Лунев, чья область научных интересов ― металл-индуцированная кристаллизация полупроводниковых структур (тонких пленок германия, аморфного кремния, субоксида кремния) добавил, что на постерной сессии его привлек стенд студентки НГУ Чжан Фань «Структура тонких пленок GeO стехиометрического состава»: «Чжан Фань рассказывала про метод XPES (фотоэлектронной спектроскопии) и, как оказалось, у нас с ней общая тематика: она тоже изучает металл-индуцированную кристаллизацию, как раз аморфного германия. Еще был интересен стенд студентки НГТУ Снежаны Викторовны Кудрич про моделирование течения капель золота по наноструктурам кремния “Влияние температуры на характеристики движения капель Au-Si по поверхности Si(111)”.
Для меня это первая АППН. Это интересный опыт: во-первых я узнал, что такие конференции проводятся у нас, в Новосибирске, во-вторых, выяснил, что на конференции есть тематика, которой я занимаюсь».

По мнению Дмитрия Рогило, Школа АППН похожа на научные конференции, где собираются люди с разными взглядами и специализациями — можно «подсмотреть» у коллег что-то интересное.

«Здесь можно наладить горизонтальные коммуникации с коллегами, владеющими высокотехнологичными методами, нужными студенту, аспиранту, чтобы улучшить свою работу или диссертацию. Иной раз можно встретить коллегу из соседнего корпуса, а у него есть как раз тот самый метод, который требуется тебе. Причём, обычно бывает, что узнаешь об этом именно на таких мероприятиях ― конференциях, докладах, конкурсах научных работ, в том числе студенческих. Поэтому участвовать в АППН по большому счету стоит всем, кому это подходит по тематике», ― пояснил ученый.

В заключение Дмитрий заметил, что молодые ученые традиционно хорошо выступают на АППН, начиная с первой школы. «В 2019 году “школьники” удивили нас качественной подготовкой: сделать хорошую двухминутную презентацию по своей работе (своеобразную рекламу постеру) удаётся далеко не всегда. Я участвовал в подобных мероприятиях много лет назад, за рубежом, там тоже были двухминутные выступления, и их уровень был в целом ниже, чем показывают наши студенты».

Пресс-служба ИФП СО РАН
Фото В. Трифутина