25 сентября — юбилей академика РАН Александра Владимировича Чаплика — ученого с мировым именем, физика-теоретика, главного научного сотрудника Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН.

Александр Владимирович приехал в Новосибирск в 1959 году, после окончания физического факультета Саратовского университета, поступив в аспирантуру Института радиофизики и электроники СО АН СССР (ИРЭ СО АН). В ИРЭ Александр Чаплик вел исследования в теоретической группе известного физика доктора наук  Юрия Борисовича Румера,  директора Института. Среди своих учителей Александр Владимирович также называет сотрудников лаборатории теоретической физики ИРЭ СО АН Валерия Леонидовича Покровского и Александра Михайловича Дыхне. 

Лаборатория теоретической физики ИРЭ СО АН СССР, 1961 год.
Сидят слева направо: Е.В. Бакланов, Б.Л. Желнов, Г.Н. Гогиашвили, В.Л. Покровский. Стоят: А.М. Дыхне, А.П. Казанцев, И.А. Гилинский, С.К. Саввиных, А.В. Чаплик, Г.И. Сурдутович.

В 1964 году, после того как Институт радиофизики и электроники вошел в состав Института физики полупроводников Сибирского отделения Академии наук, А.В. Чаплик продолжил работу в теоретической лаборатории вновь созданного Института, которую позже возглавил и руководил ею до 2016 года.  Сегодня Александр Владимирович  ведет исследования на переднем крае современной физики наноструктур, он основатель и руководитель научной школы, ученый, чьи работы стали классическими.

«Александр Владимирович — автор основополагающих работ в области физики низкоразмерных систем. Он известен в научном сообществе России и за рубежом, входит в число авторитетных ученых, которые задают тон в этой научной тематике», — рассказывает директор ИФП СО РАН академик РАН Александр Васильевич Латышев.

В низкоразмерных системах движение электрона ограничивается в одном, двух или трех направлениях в пространстве. Благодаря пониманию учеными свойств этих систем, созданы и продолжают совершенствоваться электронные устройства.

«Значение научных достижений Александра Владимировича для развития нашего Института невозможно переоценить. А.В. Чаплик выполнил первые работы по физике низкоразмерных систем: в частности, это теория рассеяния электронов, примесных состояний, кинетических и оптических явлений в тонких пленках, он исследовал плазменные колебания и рассчитал дисперсию двумерных плазмонов в реальной структуре металл-оксид-полупроводник», — добавляет Александр Латышев.

В 2020 году А.В. Чаплику была присвоена премия им. А.Ф. Иоффе за цикл работ «Теория плазменных колебаний в низкоразмерных системах и наноструктурах».

«Эти работы стали классическими: практически на каждой конференции, где есть доклад о плазменных колебаниях в наноструктурах, всегда упоминают классиков, среди которых Александр Владимирович», — объясняет ученик А.В. Чаплика, заведующий лабораторией теоретической физики ИФП СО РАН доктор наук Вадим Михайлович Ковалев.

В числе ключевых и самых известных работ Александра Владимировича, Вадим Ковалев называет также исследование вигнеровской кристаллизации в двумерных системах, цикл работ по исследованию эффекта Ааронова-Бома в квантовых кольцах и нанотрубках.

Вигнеровский кристалл состоит целиком из электронов. В 1934 году американский физик-теоретик Юджин Вигнер предложил гипотезу, что электроны могут выстраиваться в кристаллоподобные структуры, если энергия электрического отталкивания (куловновского взаимодействия) меньше их энергии движения (кинететической). Они будут стремиться расположиться упорядоченно — так, чтобы общая энергия была минимальна. Однако обнаружить системы, где это возможно, долго не удавалось.

«Александр Владимирович предсказал, что такой эффект возможен в двумерной системе — структуре металл-диэлектрик-полупроводник. Фактически он впервые посчитал свойства такого электронного кристалла. Позже эти предсказания были подтверждены экспериментально.

«Александр Владимирович предсказал, что такой эффект возможен в двумерной системе — структуре металл-диэлектрик-полупроводник. Фактически он впервые посчитал свойства такого электронного кристалла. Позже эти предсказания были подтверждены экспериментально.

В том, что касается эффекта Ааронова-Бома, Александр Владимирович показал, что он может существовать для плазмонов. Хотя плазмон — это квазичастица (сочетание колеблющихся электронов и связанного с ними электромагнитного поля) — коллективная мода, он, однако, может испытывать эффект Аронова-Бома», — комментирует Вадим Ковалев.

Расскажет понятно о самых сложных работах

«Отличительная особенность работы А.В. Чаплика — быстрый и эффективный ответ на запросы экспериментаторов. Сотрудничество теоретической лаборатории нашего Института и НПО “Восток” сыграло важную роль в создании новых элементов памяти, которые затем стал производить НПО “Восток. 

Кроме того Александр Владимирович всегда легко идет на контакты, находит общий язык с экспериментаторами, у него много учеников, сотрудники лаборатории, которой он руководил, выросли в серьезных ученых и ведут очень интересные разработки», — говорит друг и коллега Александра Владимировича член-корреспондент РАН Игорь Георгиевич Неизвестный.

Александр Владимирович — профессор Новосибирского государственного университета, он читает лекции по теории твердого тела студентам и аспирантам.

«А.В. Чаплику свойственно очень ясное изложение материала, его лекции абсолютно понятны, он дает  возможность погрузиться в проблему, о которой рассказывает,  и разобраться в ней», — говорит Александр Латышев, директор ИФП СО РАН и заведующий кафедрой физики полупроводников НГУ.

Вадим Ковалев добавляет, что Александр Чаплик обладает талантом донести до аудитории суть исследовательского результата максимально просто, объяснить, чтобы всем было понятно.

«Я стараюсь следовать ему в этом: например, когда пишу статью, всегда в начале объясняю суть проблемы настолько просто, насколько это возможно. Не всегда соавторы солидарны с таким подходом, но я отвечаю: “Меня так учили”. Александр Владимирович обладает большой эрудицией: когда задаешь ему какой-то научный вопрос, он отвечает практически мгновенно, быстро находит правильные, доходчивые слова», —  подчеркивает заведующий лабораторией теоретической физики ИФП СО РАН.

Стоит за своих горой

Коллеги говорят о внимательном отношении Александра Владимировича к сотрудникам, готовности поддержать, прийти на помощь.

«Я пришел в лабораторию в конце 1990-х — начале 2000-х, тогда было очень тяжело с финансированием, но Александр Владимирович всегда старался найти возможности для проектов, грантов, поддержать коллег, даже если они не входили в тот или иной проект. За каждого сотрудника стоял и стоит горой. Всегда интересуется нужно ли помочь, поддерживает семьи коллег, особенно старшего поколения», — говорит Вадим Ковалев.

«Александр Владимирович пользуется колоссальным авторитетом в научном сообществе Института, а его ученики, его команда — успешные, самостоятельные и поглощенные делом люди. Александр Владимирович — ядро, центр притяжения, к которому стремятся талантливые ребята, сотрудники», – отмечает Александр Латышев.

«Отличительная черта Александра Владимировича — прекрасное чувство юмора: его шутки — всегда в точку, не обидные, ни в коем случае, он умеет с юмором отреагировать на чужую шутку и пошутить сам», — добавляет Вадим Ковалев.

«Александр Владимирович  — мой большой друг, он всегда отзывается на мои просьбы, он помогал мне не только в работе, но и в быту, потому что бывают моменты, когда плечо друга помогает выдержать определённые трудности и неприятности. Я хорошо  знаком и с его супругой, и всегда кажется, что эта семья рядом со мной. Поэтому мы не только коллеги, но и многолетние друзья», — подчеркивает Игорь Неизвестный.

Академика Чаплика хорошо знают за пределами России: «На международных конференциях, мне достаточно назвать фамилию “Чаплик”  — многие сразу понимают, в какой научной группе я работаю, чем занимаюсь», — заключает Вадим Ковалев.

С днем рождения, Александр Владимирович! Примите теплые и искренние поздравления! Желаем вдохновения в работе, здоровья, благополучия Вам и Вашим близким!

Подготовила Надежда Дмитриева, пресс-служба ИФП СО РАН
Автор фото 1,3 — Виктор Яковлев
Фото 2 — из открытого архива СО РАН